Прошло уже 5 лет с того момента, как Яндекс ввел новый показатель оценки сайта – Индекс Качества Сайта (ИКС). Однако, до сих пор не представлено какой-либо конкретной формулы, по которой он рассчитывается. Это порождает множество домыслов и гипотез среди специалистов по созданию и продвижению сайтов.
В 2018 года показатель ИКС пришел году на смену ТИЦ (Тематическому Индексу Цитирования) сайта, который использовался довольно продолжительное время. Указывалось, что ТИЦ, который учитывал в основном лишь количество внешних ссылок на сайт, устарел, и что ему на замену приходит новый, более актуальный показатель. Сегодня мы постараемся разобраться в том, что собой представляет ИКС, насколько он важен, и как на него можно повлиять.
Яндекс утверждает, что данный показатель оценивает сайт с точки зрения полезности для пользователей. При этом, он говорит, что при определении ИКС учитывается размер аудитории сайта, степень удовлетворенности и доверия пользователей, и другие критерии.
Как видно, в этом пространном определении Яндекса отсутствует какая-либо конкретика. Можно сделать вывод, что если ТИЦ напрямую зависел от ссылочной массы, то на ИКС в основном влияют трафик и поведенческие факторы.
Поскольку Яндекс довольно пространно определяет свой показатель, специалистам понадобилось несколько лет, чтобы проанализировать показатели и степень их влияния на итоговый рейтинг – ИКС. В своей статье мы постарались рассказать о результатах этих исследований.
Что такое ИКС, и из чего он складывается?
Итак, какие же критерии учитываются при подсчете итогового значения Индекса Качества? За годы анализа удалось выяснить, какие именно критерии, определяющие трафик и поведенческие характеристики имеют значение для Яндекса. Поговорим о них подробнее.
Среди поведенческих факторов особое значение имеют: время, проведенное на сайте, глубина просмотра и процент отказов. Также важен процент вернувшихся пользователей, ибо это означает, что сайт оказался полезен. А, по словам Яндекса, именно полезность сайта и определяет его качество.
ИКС также напрямую зависит от количества органического и прямого трафика. В свою очередь, это говорит о том, что узнаваемость и репутация бренда компании также важны для подсчета этого показателя.
По словам специалистов разнообразие источников трафика тоже актуально. Очень важно присутствие ссылок на сайт в сервисах Яндекса (Карты, Справочник, Дзен, Маркет). Наличие переходов из социальных сетей и с других внешних ссылок будет также оценено положительно.
Есть и другие показатели, имеющие не столь очевидное влияние на итоговый рейтинг:
- Безопасность сайта. SSL сертификат и возраст домена наверняка окажут положительный эффект при оценке сайта.
- Социальная активность. Наличие у компании соцсетей, количество подписчиков и репостов тоже укажут на доверие пользователей к бренду.
- Удобство сайта. Понятная навигация, поиск на сайте, логичная структура окажут положительный эффект на пользователя, а значит больше шансов, что он вернется на сайт.
Как показывает практика, наибольший ИКС имеют сайты компаний, находящихся «на слуху», расположенные в топе выдачи по популярным запросам. У крупных компаний, вроде маркетплейсов и крупных новостных порталов значение Индекса Качества априори будет высоким. Трафик на сайт — огромный, время на сайте иногда доходит до нескольких часов, пользователи постоянно возвращаются. Все необходимые условия для признания сайта полезным выполнены.
Зачем нужно знать показатель ИКС?
Для нас показатель ИКС наиболее интересен в двух случаях: при покупке внешних ссылок и при сравнении себя с ближайшими конкурентами. Разберемся подробнее в этом вопросе.
При выборе сайта-донора для закупки на нем ссылок, нам важно знать, что это за сайт. Нам не выгодно размещать ссылки на плохо посещаемом сайте, или сайте, раздражающем пользователей, например навязчивыми рекламными баннерами.
При выборе подходящего сайта нам поможет и показатель ИКС. Если он будет равен нулю или совсем минимальным, нам не имеет смысла закупать ссылки на этом ресурсе, поскольку это будет слив бюджета. По нашим ссылкам просто некому будет переходить. А сам сайт может быть под санкциями Яндекса.
Для понимания своих позиций нам пригодится знание своего ИКСа и этого показателя у ближайших конкурентов. Мы не можем сравнивать ИКС небольшой компании, занимающейся изготовлением какого-либо узкоспециализированного оборудования и крупного маркетплейса. Однако, мы можем сравнить показатели в этой нише и регионе. Таким образом мы лучше узнаем конкурентов и возможно, то чего нам не достает на сайте для достижения их позиций.